Минэкономразвития занималось разработкой документа более года и не раз сталкивалось с критикой со стороны юристов, бизнесменов и арбитражных управляющих. А все это из-за предлагаемых нововведений:
1. Сокращение количества применяемых процедур.
Теперь вместо процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет одна единственная процедура — реструктуризации долгов. Если в ее рамках должник не справится со своими обязательствами и не погасит долги, тогда начнется процедура конкурсного производства.
2. Вместо торгов — качели.
Качели — это торги, во время которых цена сначала идет вверх, а при отсутствии ставок падает вниз. После поступления предложения о цене торги вновь идут на повышение. По мнению юристов такие торги затянут процедуру банкротства и сделают ее более сложной.
3. Работу арбитражных управляющих будут оценивать баллами.
Сейчас должник может самостоятельно выбрать саморегулируемую организацию (СРО) из числа членов которой суд назначит арбитражного управляющего по предварительной договоренности с ним. Реформа отменяет такую возможность и предлагает вместо этого составить рейтинг управляющих и исходя из него назначать специалистов на дело. То есть, защитить себя и свое имущество путем договоренности с финуправляющим станет невозможно.
4. Ограничение прав залогового кредитора.
Нововведения предполагают, что права залогового кредитора на предмет залога прекращаются, если он не заявит свои требования в течение месяца после объявления вторых торгов. Юристы отмечают, что пока сложно предсказать последствия такого новшества: выгоднее кредиторам будет оставить имущество и дальше им торговать или остаться в реестре кредиторов.
В общем и целом, все действующие лица процедуры банкротства недовольны законопроектом, но избежать его принятия скорее всего не удастся. Предположительно закон вступит в силу в 2022 году — через год после его официального опубликования. До этого времени у граждан и предприятий еще есть время на списание долгов без препятствий.