Количество жалоб в ФССП со стороны должников на действия взыскателей всего за первое полугодие 2022 года побило рекорды последних двух лет.
Свыше 26 тысяч должников подали заявления с жалобами на действия коллекторов в ФССП за первую половину текущего года. Количество обращений только на 30% уступает тому, что было зарегистрировано за весь предыдущий год. При этом число обоснованных жалоб все еще держится на уровне 10%. Тенденция свидетельствует сразу о двух актуальных проблемах во время кризиса: на взыскателей, в том числе работающих на легальной основе, возросла нагрузка, а в это же время должники все чаще пытаются уклоняться от исполнения финансовых обязательств.
Информация о количестве обращений должников за период с января по июнь была опубликована в отчете на сайте ФССП. Из материалов следует, что общее число жалоб на действия со стороны взыскателей всего за полгода можно приравнять к 64,5% обращений за весь 2021 год, а за 2020 год – к 70%. Если говорить о доле обоснованных жалоб, то в 2021 году она была на уровне 12%, а в 2020 году – 8,5%. На данный момент этот показатель составляет чуть более 9%.
Согласно прогнозам, которые дает НАПКА, к концу текущего года количество обращений с жалобами на действия сотрудников агентств по взысканию задолженностей граждан, может достигнуть 45 тысяч, то есть увеличится на 11%.
Как утверждает президент ассоциации, причиной сложившейся тенденции роста числа жалоб в большей степени связана с улучшением уровня информированности должников, а не с ухудшившейся ситуацией на рынке взыскания. По его словам, более показателен процент обоснованных обращений, который изменился незначительно. Граждане стали жаловаться чаще, полагая что это поможет им уйти от ответственности и не погашать задолженности, или же по причине банального незнания норм законодательства.
Важен и тот факт, что в ФССП обрабатываются заявления на всех участников рынка коллекторских услуг: банки, микрофинансовые организации, агентства по взысканию задолженностей. Причем нередко организации, на которые жалуются должники, не зарегистрированы хоть в каком-либо реестре. Они работают нелегально, вне государственного надзора и никем не регулируются. По статистике НАПКА доля таких организаций составляет 56%.
По итогам первого квартала 2022 года банки стали реже передавать просроченные задолженности клиентов коллекторским компаниям для агентского взыскания, при котором долг не продается, а остается на счету кредитора. За обозначенный период к подобному взысканию было передано 1,4 млн задолженностей, что на 10% меньше чем в прошлом году.
В это же время в сегменте МФО наблюдается противоположная ситуация. Количество переданных взыскателям задолженностей, на общую сумму 42 млрд рублей, возросло на 36%. При этом общее число кейсов составило 1,8 млн долгов граждан, что на 27% больше, чем в прошлом году.
Дмитрий Горбунов, партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», отметил, что сложная ситуация с экономикой в стране и последовавший за ней рост просрочек сыграли не последнюю роль в том, что на коллекторов (в том числе и легальных) значительно возросла нагрузка. А это неминуемо сопровождается более частыми нарушениями. Из-за увеличения процента закредитованности граждан и количества просрочек, а также с учетом нынешних макроэкономических рисков, нет оснований полагать, что в ближайшем будущем количество жалоб на взыскателей сократится.
Взыскание задолженностей – крайне конфликтное направление в работе финансовых организаций. Неплательщики становятся все более информированными с каждым годом и узнают о новых способах подачи жалоб на коллекторов в ФССП и все чаще ими пользуются.